Вилково, липоване, Старообрядческий Храм Рождества Пресвятой Богородицы, старообрядческий, церковь, храм

Старообрядческий Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы строилась не сразу и не на том месте, где она возвышается сейчас. По рассказам старожилов, которые слышали это от своих дедов-прадедов, старообрядческая часовня, как и турецкая мечеть, существовали в поселении Вилково с конца XVIII века. Место, где стояла первая православная церквушка, утеряно, а вот фундамент мечети был обнаружен на площадке, отданной под строительство Дворца рыбаков в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века.
Около 1790 года в одном из переулков центральной части посада замостили сагу и построили деревянную часовню во имя Покрова Пресвятой Богородицы. К этому времени в Вилково уже существовала православная Покровская церковь, в которой молились запорожцы. Тем не менее, это же именование избрали для своей часовни и староверы. Известно, что она горела и восстанавливалась несколько раз (1849, 1853 гг.). Наконец, сход приверженцев староверчества постановил строить новую капитальную церковь. Естественно, для возведения такого строения были нужны время и средства. Поэтому, подчиняясь необходимости, открыли временный молельный дом («молельню»). До нашего времени дожил небольшой пустырь в переулке напротив средней школы №2, который называют «молельным». Его название и связано с тем временным религиозным пристанищем старообрядцев.
Старожилы утверждают, что новая церковь была закончена в 1854–1855 гг., историк XIX века уточняет дату и называет годом открытия капитального сооружения 1857 год. Он же и дополняет сведения: оказывается, по распоряжению губернатора г. Тульчи дуб на строительство везли с острова Летя, храм освящал Аркадий Васлуйский. На молитву созывали, ударяя билом (палицей) по камбану (чугунной доске). Сегодняшний регент Рождественской церкви Василий Еремеевич Карасев вспоминает, что до ее закрытия в начале 60-х гг. XX в. билом и камбаном пользовались для отправления будничных служб и похорон. После закрытия центрального Рождественского храма иконы и церковную утварь перенесли в Никольскую (островную) церковь, на ее колокольне потом и нашлись названные било и доска, по которой им ударяли.
Какое-то время после окончания строительства, «лет 20 или около того», Рождественская старообрядческая церковь не имела колокольни. Ее венчал «восьмерик» (большой купол), высота которого достигала 16–18 м. Историк-краевед Г.П. Бахталовский называет дату возведения колокольни. Это 1873 год. Ее высота — 16 саженей (32 м). Колоколов было 6, в их числе — стопудовый, который вознесли на звонницу чуть позднее — в начале 1880-х годов. На нем имеется уникальная надпись, фрагмент которой воспроизводим здесь: «Вылит сей колокол Бессарабской области Измаильского уезда в посад Вилков старообрядческому храму Рождества Пресвятыя Богородицы (…) в знак сочувствия присоединению Придунайского края паки к обширной богохранимой российской державе…». В начале 1901 г. церковь обнесли литой ажурной оградой.
В 1962 г. распоряжением официальной государственной власти церковь была закрыта. Последняя служба в храме состоялась 26 сентября названного года. Сначала помещение было отдано под склад РыбКООПу, потом к нему пристроили небольшой детский шахматный клуб, потом на прицерковной территории пытались организовать детскую площадку и завезли качели. Но церковный двор вдруг утратил зеленый газон, высохли деревья, ощущение заброшенности стало доминирующим. В помещениях нашли приют странные, по преимуществу пьяные, личности. В конце концов случился пожар — основная часть церковной постройки сгорела в феврале 1980 года.
С началом Перестройки воинствующий атеизм начал сдавать позиции, и в 1990 году инициативная группа прихожан под руководством Семена Денисовича Власенко обратилась в городской совет с просьбой о разрешении восстановить Рождественскую церковь. Разрешение было получено.
Большую часть средств, собранных на восстановление храма Рождества Пресвятой Богородицы, составили частные добровольные пожертвования; деньгами и материалами помогали местные предприятия, не остались в стороне местная и районная администрации. Официальным консультантом по строительству был Киевский институт градостроения. Учет и контроль средств велся выбранными лицами. Работали «всем миром» и с большим энтузиазмом. Свое второе рождение церковь пережила 12 сентября 1993 года. На ее открытии присутствовали Митрополит Московский и Всея Руси Алимпий, епископ Киевский и Винницкий Савватий. протоиереи Измаильский о. Иоанн, Новгородский о. Леонид, шесть иереев, и среди них — о. Алексий (временный настоятель Рождественской церкви), о. Меркурий, настоятель церкви Николы-Чудотворца. Всенощным бдением 21 сентября 1993 года начато постоянное служение в храме. Церковные Учетные книги хранят и следующие сведения. С момента ее возведения и до сегодняшнего времени эту церковь возглавляли о. Тимофей (Васильев), о. Порфирий (Гончаров) и его сын о. Григорий, о. Леонтий, о. Ефимий, протоиерей о. Иоанн, протоиерей о. Максим, протоиерей о. Моисей. 21 октября 1995 года здесь был посвящен в настоятели молодой диакон о. Сергий, который служит в храме Рождества Пресвятой Богородицы протоиреем и сейчас.