Свято-Николаевская Православная Церковь

Церковь сносилась и перестраивалась несколько раз. Последний — в начале XX века. «Лицо» и все детали этого православного (то есть официально разрешенного никонианского) храма радуют новыми веяниями, свойственными церковному зодчеству рубежа XIX и XX вв. Искусное переплетение идей барокко и модерна, иконостас, созданный не без влияния великого мастера Фаберже, делают церковь произведением нового искусства. Это — как бы дорогой дар, преподнесенный Богу и людям, возвышенная духовность в нем подкреплена земной красотой.
Г. П. Бахталовский выяснил, что первой обителью православных в Вилково была маленькая Покровская церковь «из лозняка, камыша, глины или ила». Она располагалась на берегу Дуная, отстояла от ¬плавней на 370 шагов. В 1818 году вблизи запорожского кладбища был заложен каменный фундамент для новой церкви. На прежнем месте приблизительно в 1824 году появилась деревянная часовенка (капличка). Ее построил купец Михаил Зарзар.
Старенькая камышовая церковь «своим жалким видом возбуждала священную ревность» и, конечно, побуждала «к построению более благолепного храма». Это случилось: в начале 20-х гг. XIX в. была выстроена новая церковь и на новом месте. Ее открыли 25 марта 1825 года «во имя Св. Николая-Чудотворца (весеннего)». «Церковь деревянная, крепкая, выштукатуренная известкой, крыта шалевками, престол один, холодный». В церкви изначально были колокольня и звоны.
Следующий этап существования храмовой постройки относится к 60–80 гг. XIX в., сведений о нем почти нет. По свидетельствам архивных документов, хранящихся в Измаильском филиале Одесского госархива, в 1899 году постаревшая, ставшая тесной церковь разрушилась, и на ее месте началось строительство новой. Она, как и прежняя, была наречена именем святого Николая-Чудотворца, а освящена 14 октября 1902 года.
Строительство этого храма, в основном, велось на средства прихожан. В ограде, рядом с высоким тополем, был установлен столб с перекладиной, на которой висел большой колокол. Он звонил, собирая людей на разгрузку кирпича, который везли баркасами по Дунаю. От реки и до самого места строительства люди стояли «цепочкой», передавая кирпичи друг другу. Все кузнечные работы выполнял Евгений Еремеевич Передерий.
День освящения храма стал общегородским праздником, он закончился обедом, во время которого жертвовали, дарили -деньги для приобретения икон и церковной утвари. Павел Вязовский, бывший тогда старостою, с сыном Иваном и несколькими вилковчанами побывали в Киеве, Иерусалиме, Константинополе, у Афонских святынь. На некоторых иконах храма доселе сохранились надписи, подтверждающие их приобретение на Афоне. Плащаницу храму подарил посетивший Вилково румынский король Фердинанд; Престол приобрели местные купцы Зарзар и Стамати.
Храм украшают паникадила и 12 красивых медных подсвечников. Они изготовлены на заводе Ю.А. Гостунского -Подольского ¬уезда Московской губернии в 1902 году. На всех имеются дарственные надписи.
Вся алтарная часть и царские ворота несут на себе отпечаток мастерства великого французского мастера Фаберже. В архитектуре храма гармонично соединились барокко и модернизм. Пятиглавый храм гордо высится на символической границе, которая когда-то делила наших предков на беглых русских и беглых украинцев. Купола венчают кресты на перевернутых полумесяцах. Говорят, что это тоже является символом: раньше эти земли принадлежали туркам. Турки — мусульмане, так вот крест на перевернутом полумесяце символизирует победу христианства над мусульманством. На самом деле — это древнейший христианский символ, который встречается еще в катакомбах 2-го века, за пять веков до возникновения ислама и означает он якорь, знак уверенности и твердости. Это крест, замаскированный под якорь. В те времена, когда христиане были гонимы, когда не могли открыто знаменовать себя крестным знамением, они маскировали дорогой для себя символ креста или в якорь, или в свастику. А ¬затем появился ислам и взял полумесяц в качестве своего символа, а в советское время дали такое толкование. Но даже в русских храмах появляется крест с полумесяцем у основания еще до принятия турками ислама. В сторону рынка на алтарной апсиде вынесено изображение святого, которому посвящен этот храм.
Удалось восстановить и имена некоторых настоятелей церкви. Здесь молились и служили миру: о. Илларион (Сафронович) — он приехал в Вилково в 1880 году; о. Петр (Карпач) — служил с 1930 по лето 1944 года. После войны правили службы о. Евдоким, о. Иван, о. Алексей (Мухин), о. Анатолий (Фелонов), о. Вячеслав (Герасименко). С июля 1992 года и по настоящее время здесь служит выпускник Одесской Духовной семинарии о. Василий (Сукач).
22 мая 2002 года прихожане Свято-Николаевской церкви с особой торжественностью отметили 100-летний ее юбилей. К этому дню полностью отреставрировали внутреннюю роспись храма, отремонтировали алтарь, провели отделочные работы. Никто из православных не оставался в стороне, кто чем мог оказывал посильную помощь. Это касается как частных лиц, так и предприятий города. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, награждая за усердие настоятеля Свято-Николаевского храма о. Василия ценным даром — крестом с оригинальным украшением, — сопроводил этот дар словами: «Пусть благословение Божье утверждает на будущие времена наши сердца и души для того, чтобы мы могли созидать, а не разрушать».